ТРЦ «Пульсар» является региональным оператором проведения социально-психологического тестирования обучающихся в системе общего образования Томской области и обеспечивает информационное, организационное, методическое, техническое сопровождение подготовки и проведения социально-психологического тестирование обучающихся 7 – 11-х классов общеобразовательных организаций Томской области, достигших возраста 13 лет.
Координатор: Тайлашева Оксана Владимировна, начальник отдела цифровых информационных систем и реализации дистанционных программ ОГБОУ ТРЦРТ «Пульсар», телефон: (3822) 515-912, e-mail: tov@education.tomsk.ru
Информационно-методические материалы социально-психологического тестирования
С 2019 г. социально-психологическое тестирование обучающихся 7-11-х классов, достигших возраста 13 лет, проводится на основе единой методики (далее – ЕМ СПТ), разработанной ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации. ЕМ СПТ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов). Методика является опросником и состоит из набора утверждений формы А (для обучающихся 7-9 классов) и формы В (для обучающихся 10-11 классов). Тестирование по ЕМ СПТ проводится в программном обеспечении для проведения СПТ. В 2023 году в соответствии с пунктом 11 плана мероприятий по реализации Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период 2021-2025 годов, осуществлена доработка Единой методики СПТ (далее – доработанная Методика, ЕМ СПТ-2023). Доработанная Методика способна диагностировать не только риск аддиктивных форм поведения, но и иные формы рискового поведения обучающихся. Рисковое поведение представляет собой целостную активность человека, которая направлена на удовлетворение психологических, биологических, физиологических и социальных потребностей, связанных с повышенным риском (определение ЕМ СПТ-2023).
К формам рискового поведения обучающихся (по ЕМ СПТ) относятся:
1. Формы аддиктивного поведения – наркомания, алкоголизм, интернет и компьютеромания, адреналиномания.
2. Формы деструктивного и аутодеструктивного поведения, не связанных с аддикциями – суицид, буллинг, расстройства пищевого поведения.
3. Поведение связанное с деструктивным характером социальных групп и объединений – интернет-среда и социальные сети; вовлечение в организации экстремистского содержания, в частности А.У.Е., «Колумбайн»; автономный скулшутинг; вовлечение в деструктивные культы.
Для решения этих задач Департаментом общего образования Томской области и ТРЦ «Пульсар» ежегодно разрабатываются и утверждаются порядок и план-график подготовки и проведения тестирования в общеобразовательных организациях Томской области.
Цель: профилактика незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи: Определить количество и долю обучающихся общеобразовательных организаций Томской области, которые могут быть отнесены к группе риска по наличию склонности к отклоняющемуся поведению и нуждаются в профилактическом медицинском осмотре с целью уточнения ситуации по немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ.
Документы и рекомендации для координаторов СПТ:
Инструкция по работе с комплексом СПТ для уровня общеобразовательной организации
Памятка для родителей по социально-психологическому тестированию
Форма информированного согласия и отказа
Заявление на получение результатов СПТ 2
Методические рекомендации «Организация деятельности образовательных организаций, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся (на основе результатов социально-психологического тестирования)»
Письмо департамента образования Томской области » О методических рекомендациях организации профилактической работы по результатам СПТ» от 06.11.2024 № 01-65-11401
Методические рекомендации ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» 2024 год, «Организация деятельности образовательных организаций,
направленной на профилактику употребления психоактивных веществ,
пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся
(на основе результатов социально-психологического тестирования)»
Дополнительная информация:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей»
Проект «Родительский всеобуч: навыки семейной профилактики». Томская область
Ответы на типичные вопросы и опасения родителей, связанные с социально-психологическим тестированием
Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт?
Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также воспользоваться предложениями по добровольному участию в мероприятиях, направленных на развитие навыков личностно — доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию.
Зачем ребёнку это тестирование?
Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.
Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к НС?
В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ. Вопросы данной методики не содержат информацию о каких-либо НС и психотропных веществах.
Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?
Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!
СПТ помогает выявить детей, употребляющих НС и/или психоактивные вещества?
СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих НС и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.