МКОУ "Поротниковская сош"
Томская область, Бакчарский район, село Поротниково
  • Социально-Психологическое Тестирование (СПТ)

    ТРЦ «Пульсар» является региональным оператором проведения социально-психологического тестирования обучающихся в системе общего образования Томской области и обеспечивает информационное, организационное, методическое, техническое сопровождение подготовки и проведения социально-психологического тестирование обучающихся 7 – 11-х классов общеобразовательных организаций Томской области, достигших возраста 13 лет.

    КоординаторТайлашева Оксана Владимировнаначальник отдела цифровых информационных систем и реализации дистанционных программ ОГБОУ ТРЦРТ «Пульсар», телефон: (3822) 515-912, e-mail: tov@education.tomsk.ru

    Информационно-методические материалы социально-психологического тестирования

    С 2019 г. социально-психологическое тестирование обучающихся 7-11-х классов, достигших возраста 13 лет, проводится на основе единой методики (далее – ЕМ СПТ), разработанной ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации. ЕМ СПТ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов). Методика является опросником и состоит из набора утверждений формы А (для обучающихся 7-9 классов) и формы В (для обучающихся 10-11 классов). Тестирование по ЕМ СПТ проводится в программном обеспечении для проведения СПТ. В 2023 году в соответствии с пунктом 11 плана мероприятий по реализации Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период 2021-2025 годов, осуществлена доработка Единой методики СПТ (далее – доработанная Методика, ЕМ СПТ-2023). Доработанная Методика способна диагностировать не только риск аддиктивных форм поведения, но и иные формы рискового поведения обучающихся. Рисковое поведение представляет собой целостную активность человека, которая направлена на удовлетворение психологических, биологических, физиологических и социальных потребностей, связанных с повышенным риском (определение ЕМ СПТ-2023).

    К формам рискового поведения обучающихся (по ЕМ СПТ) относятся:
         1. Формы аддиктивного поведения – наркомания, алкоголизм, интернет и компьютеромания, адреналиномания.
         2. Формы деструктивного и аутодеструктивного поведения, не связанных с аддикциями – суицид, буллинг, расстройства пищевого поведения.
         3. Поведение связанное с деструктивным характером социальных групп и объединений – интернет-среда и социальные сети; вовлечение в организации экстремистского содержания, в частности А.У.Е., «Колумбайн»; автономный скулшутинг; вовлечение в деструктивные культы.

    Для решения этих задач Департаментом общего образования Томской области и ТРЦ «Пульсар» ежегодно разрабатываются и утверждаются порядок  и план-график подготовки и проведения тестирования в общеобразовательных организациях Томской области.

    Цель: профилактика незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.

    Задачи: Определить количество и долю обучающихся общеобразовательных организаций Томской области, которые могут быть отнесены к группе риска по наличию склонности к отклоняющемуся поведению и нуждаются в профилактическом медицинском осмотре с целью уточнения ситуации по немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ.

    Документы и рекомендации для координаторов СПТ:

    Инструкция по работе с комплексом СПТ для уровня общеобразовательной организации

    Памятка для родителей по социально-психологическому тестированию

    Форма информированного согласия и отказа

    Заявление на получение результатов СПТ 2

    Методические рекомендации «Организация деятельности образовательных организаций, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся (на основе результатов социально-психологического тестирования)»

    Письмо департамента образования Томской области » О методических рекомендациях организации профилактической работы по результатам СПТ» от 06.11.2024 № 01-65-11401

    Методические рекомендации ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» 2024 год, «Организация деятельности образовательных организаций,
    направленной на профилактику употребления психоактивных веществ,
    пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся
    (на основе результатов социально-психологического тестирования)»

    Дополнительная информация:

    Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей»

    Специализированная страница сайта ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» «Ответственное поведение — ресурс здоровья»

    Проект «Родительский всеобуч: навыки семейной профилактики». Томская область

    Всероссийский опрос родителей о ПАВ: Определение уровня информированности и компетентности родителей в области профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни обучающихся

    Ответы на типичные вопросы и опасения родителей, связанные с социально-психологическим тестированием

    Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт?

    Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также воспользоваться предложениями по добровольному участию в мероприятиях, направленных на развитие навыков личностно — доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию.

    Зачем ребёнку это тестирование?

    Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.

    Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к НС? 

    В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ. Вопросы данной методики не содержат информацию о каких-либо  НС и психотропных веществах.

    Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

     Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

    СПТ помогает выявить детей, употребляющих НС и/или психоактивные вещества?

     СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих НС и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике